Гидромеханическая передача БЕЛАЗ 7540А. Ремонт

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА.
На самосвалах установлена пятиступенчатая гидромеханическая передача, обеспечивающая получение пяти ступеней переднего хода и двух ступеней заднего хода.
Гидромеханическая передача служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах самосвала в зависимости от дорожных условий, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения безопасности движения, для движения задним ходом, отсоединения двигателя от трансмиссии при его пуске и работе двигателя при остановке самосвала, а также обеспечения работы гидросистем самосвала.Общий вид гидромеханической передачи показан на рис.1 и рис.2.
Рис.1. Гидромеханическая передача. Общий вид.
Рис.2. Гидромеханическая передача:
1 - масляный насос;
2 - нагнетательная труба; 3 - фланец нагнетательной трубы; 4 - трубка подвода смазки к согласующей передачи; 5, 25 - кронштейны; 6 - регулировочные прокладки; 7 - муфта; 8 - механизм управления тормозом-замедлителем; 9 - тормоз-замедлитель; 10 - маслопровод; 11 - фильтр тонкой очистки масла; 12 - трубка управления тормозом-замедлителем; 13 - маслопровод к теплообменнику гидромеханической передачи; 14 - электрогидравлический клапан включения блокировки гидротрансформатора; 15 - золотниковая коробка; |
16 - корректирующий клапан;
17 - механизм привода управления тормозом-замедлителем; 18 - гидротрансформатор; 19 - грузовой болт; 20 - пробка наливного отверстия; 21 - согласующая передача; 22 - индукционный датчик частоты вращения ведомого вала; 23 - пробка контрольного отверстия; 24 - масломерное окно (закрыто крышкой); 26 - коробка передач; 27 - пробка сливного отверстия; 28 - труба управления подпорным клапаном; 29 - маслопровод от теплообменника двигателя; 30 - место установки гидравлического датчика, предотвращающего случайное переключение ступеней с изменением направления движения; 31 - место под датчик масла в гидролинии смазки. |
Гидромеханическая передача представляет собой единый агрегат, состоящий из согласующей передачи, гидротрансформатора, четырехвальной коробки передач с фрикционными муфтами, гидродинамического тормоза-замедлителя и узлов гидравлической системы. Все агрегаты ее смонтированы в общем разъемном корпусе, состоящем из картеров (корпусов) этих агрегатов.Для охлаждения масла гидромеханическая передача оборудована внешним контуром, состоящим из масляного радиатора или теплообменника и подводящего и отводящего трубопроводов.Управление гидромеханической передачей осуществляется пультом, с помощью которого выбирается режим работы.Переключение ступеней осуществляется блокировкой шестерен с валами многодисковыми фрикционными муфтами.Гидромеханическая передача установлена на раме на опорах с резиновыми амортизаторами (рис.3). Положение ее относительно двигателя регулируется прокладками 4, 5.
Рис.3. Установка гидромеханической передачи:
1 - кронштейн на раме (показан условно);
2 - амортизатор;
3 - штифт;
4, 5 - регулировочные прокладки;
6 - кронштейн;
7 - гидромеханическая передача;
8 - болт крепления амортизатора.
Гидравлическая система гидромеханической передачи выполняет следующие основные функции:- создание и поддержание необходимого давления рабочей жидкости в фрикционных муфтах коробки передач и фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора;- обеспечение циркуляции рабочей жидкости через гидротрансформатор, гидродинамический тормоз-замедлитель (при его включении) и радиатор под определенным давлением для поддержания нормального теплового режима гидромеханической передачи;- обеспечение смазки дисков фрикционных муфт и подшипников шестерен, деталей согласующей передачи.- автоматическую блокировку и разблокировку гидротрансформатора.
Схема гидравлической системы показана на рис.4.
Рис.4. Схема гидравлической системы гидромеханической передачи:
1 - фильтр-маслозаборник;
2 - клапан аварийного давления масла в главной гидролинии; 3 - главная секция насоса; 4 - секция насоса гидротрансформатора; 5 - полнопоточный фильтр; 6 - подпорный клапан; 7 - радиатор (теплообменник); 8 - фильтр тонкой очистки масла; 9 - клапан аварийного давления масла в гидротрансформаторе; 10 - регулятор давления масла в гидротрансформаторе; 11 - клапан блокировки гидротрансформатора; 12 - реле времени; 13 - гидравлический датчик частоты вращения ведущего вала (трубка Пито); 14 - механизм управления тормозом-замедлителем; |
15 (YA8) - электрогидравлический клапан привода управления механизмом тормоза-замедлителя;
16 - корректирующий клапан; 17 - регулятор давления масла в главной гидролинии; 18 - обратный клапан; 19 - механизм разблокировки гидротрансформатора; 20, 21, 22, 23 и 24 - золотники управления фрикционными муфтами соответственно первой и второй ступеней, заднего хода, третьей ступени и диапазонных фрикционов; 25 (YA5), 26 (YA4), 27 (YA7), 28 (YA3) и 29 (YA6) - электрогидравлические клапаны соответственно первой и второй ступеней, ступени заднего хода, третьей ступени и диапазонных фрикционов; F1 - фрикционная муфта первой ступени; F2 - фрикционная муфта второй ступени; F3 - фрикционная муфта третьей ступени; FR - фрикционная муфта ступеней заднего хода; FD1 - фрикционная муфта понижающего диапазона; FD2 - фрикционная муфта повышающего диапазона; LF - фрикционная муфта блокировки гидротрансформатора. |
В гидравлической системе гидромеханической передачи две основные гидролинии - главная гидролиния и гидролиния питания гидротрансформатора, тормоза-замедлителя и смазки коробки передач и согласующей передачи.Гидравлическая система включает аппараты управления, аппараты регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в заданных пределах, а также узлы фильтрации и охлаждения масла.Питание гидравлической системы обеспечивается шестеренным масляным насосом.
Обслуживание гидромеханической передачи.
Перед обслуживанием гидромеханическую передачу нужно тщательно вымыть.Операции технического обслуживания выполнять в условиях, исключающих попадание пыли и грязи на сопрягаемые поверхности узлов и механизмов гидромеханической передачи.Обслуживание гидромеханической передачи включает:- проверку уровня масла;- замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки;- промывание фильтрующего элемента масляных фильтров;- замену масла;- проверку и регулирование осевого зазора в конических подшипниках согласующей передачи. Ежесменно перед выездом проверить уровень масла в гидромеханической передаче, осмотреть соединения всех маслопроводов. Появившиеся подтекания масла из гидромеханической передачи и теплообменника, а также из соединений трубопроводов необходимо устранить.
Проверка уровня масла. Прежде чем проверять уровень масла в гидромеханической передаче необходимо установить самосвал на ровной площадке, затормозить стояночной тормозной системой.При проверке уровня масла следует находиться вне габаритов самосвала.Последовательность выполнения операции:- повернуть крышку указателя и открыть смотровое стекло;- запустить двигатель и нагреть масло в гидромеханической передаче до плюс 40-50оС. При частоте вращения двигателя 600 об/мин уровень масла должен быть посредине смотрового стекла.Если уровень масла больше нормального (масло полностью закрывает смотровое стекло) или меньше (смотровое стекло свободно от масла), то нужно остановить двигатель и слить или долить необходимое количество масла. Следует помнить, что 2 л масла изменяют уровень в картере приблизительно на 10 мм.Если при проверке окажется, что уровень масла соответствует норме, то остановить двигатель и закрыть смотровое стекло крышкой.
Замена масла. Срок службы гидромеханической передачи в большой степени зависит от своевременной замены масла, а также от его качества. Чтобы гарантировать наилучшие условия работы гидромеханической передачи, следует применять только масла, указанные в карте смазочных работ. При смене марки масла промыть гидромеханическую передачу.Замену масла необходимо производить после наработки 1500 часов при выполнении операций очередного ТО-2.Замену масла выполнять в следующей последовательности:- перед заливкой масла тщательно очистить пробку от грязи;- залить в гидромеханическую передачу масло до средней линии на смотровом стекле;- проверить уровень масла как описано ранее, при необходимости долить масло.
Разборку и сборку гидромеханической передачи следует производить на специальном поворотном стенде, обеспечивающем установку картеров в удобное для разборки и сборки положение.При установке на валы коробки передач фрикционных муфт и втулок подвода смазки необходимо следить, чтобы отверстия в барабанах и втулках совпадали с отверстиями и пазами в валах.Для проверки правильности сборки после установки валов в картер гидромеханической передачи следует проверять легкость их вращения, а также сообщаемость каналов подвода рабочей жидкости на включение ступеней и смазку дисков и подшипников путем подачи сжатого воздуха в соответствующие каналы.При снятии и установке фрикционной муфты первой ступени и ведомого вала с шестерней понижающего диапазона датчики 5 и 8 частоты вращения соответственно ведущего и ведомого валов необходимо установить в положение II, как показано на рис.5. Для этой цели нужно вывернуть болт 1 (с противоположной стороны кронштейна 2) и повернуть рычаг 6 в положение, изображенное пунктирными линиями.После установки фрикционной муфты и ведомого вала датчик возвратить в рабочее положение и закрепить рычаг 4 болтом 1.
Рис.5. Установка датчиков частоты вращения:
а - датчика ведущего вала;
b - датчика ведомого вала;
1 - болт;
2 - кронштейн;
3 - крышка люка;
4 - рычаг кронштейна;
5 - датчик частоты вращения ведущего вала;
6 - рычаг датчика;
7, 9 - фиксатор датчика;
8 - датчик частоты вращения ведомого вала;
I - датчики и рычаги в рабочем положении;
II - датчики и рычаги в положении для снятия и установки фрикционной муфты и ведомого вала.
Виды ремонта ГМП БелаАЗ.
Ремонт белазовской коробки передач, как и любой другой техники, можно разделить на три основных вида:
1. Планово-предупредительный ремонт (ППР) или плановое техническое обслуживание (ТО). Проводится совместно с ТО всего автомобиля. Предназначается для предупреждения поломок, неисправностей во время эксплуатации автомобиля. Сроки проведения зависят от типа ТО (ежедневное, периодическое, сезонное).
2. Капитальный (полный) ремонт ГМП – вид ППР, включает в себя диагностику, дефектацию узлов и деталей, а также замену, выработавших свой ресурс. Может проводиться планово, во время сезонного ТО, или в случае крупных аварийных поломок.
3. Текущий (аварийный, срочный) ремонт гидромеханической коробки передач на БЕЛАЗах проводится при появлении неполадок во время эксплуатации машины. В таких случаях проводится замена детали или узла, вышедшего из строя.
Независимо от вида ремонта ГМП, ремонтные работы проводятся в стационарных условиях (кроме ежедневного или периодического ТО).
Проведение ремонта белазовской коробки ГМП.
Проведение ремонта коробки ГМП происходит на специальном стенде-кантователе, предназначенного для её разборки и сборки. Также в процессе используется специфическое оборудование и приспособления для проведения диагностики и дефектовки, для разборных и сборных работ отдельных узлов, для регулировки и полного испытания агрегата.
К наиболее частым неисправностям ГМП БелАЗа, требующим ремонта, следует отнести поломки в гидротрансформаторе, узловых точках гидравлики, повреждение частей турбинного вала, выход из строя масляных насосов, фрикционных муфт и т.д.
Капитальный или текущий ремонт коробки гидромеханических передач состоит из определенных этапов, проходящих согласно технологическим картам:
- слив гидравлической жидкости (масла), мойка КПП;
- установка на стенд и разборка коробки;
- дефектовка (выбраковка) узловых частей, деталей;
- ремонт либо замена частей с дефектами;
- сборка агрегата;
- регулировочные работы;
- тестирование (испытания).
Дефектовка деталей ГМП.
Во время проведения ремонта гидромеханической коробки передач особое значение придается такой операции, как выбраковка узлов и деталей, то есть определение на наличие на них дефектов, повреждений. При проведении выбраковки гидравлических и механических деталей следует руководствоваться следующими признаками:
1. Подшипники:
- имеют признаки усталостного типа на своих сепараторах либо на шариках или роликах. На кольцах беговых дорожек просматривается отшелушивание или крошение;
- наблюдается коррозия - отслоениями в виде раковин, чешуи;
- трещины, сколы, обломы;
- отрыв или ослабление заклепочных головок, вмятины, трещины на сепараторах;
- побежалый цвет на беговых бороздках колец и шариках либо роликах.
2. Оси и валы: появление трещин не важно какой толщины и месторасположения.
3. Зубчатые колеса, шестерни, муфты:
- облом, сколы, износ зубьев;
- появление трещин.
4. Детали со шлицами.
- износ, обломы, сдвиги, замятие шлицов;
- скручивание шлицов со спрягаемыми деталями.
5. Корпус: появление трещин и глубоких вмятин в любом месте и любого размера.
6. Гидроманжеты, резиновые кольца, грязесъемники, уплотнения: нарушение герметичности, износ, порывы.
7. Гидроштоки, гильзы, поршня: появление задиров, сколов, изломов, изгибов.
Наши Контакты
Как нас найти