Гидромеханическая передача БЕЛАЗ 7540А. Ремонт

Гидромеханическая передача БЕЛАЗ 7540А. Ремонт

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА.

На самосвалах установлена пятиступенчатая гидромеханическая передача, обеспечивающая получение пяти ступеней переднего хода и двух ступеней заднего хода.

Гидромеханическая передача служит для изменения тягового усилия на ведущих колесах самосвала в зависимости от дорожных условий, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения безопасности движения, для движения задним ходом, отсоединения двигателя от трансмиссии при его пуске и работе двигателя при остановке самосвала, а также обеспечения работы гидросистем самосвала.Общий вид гидромеханической передачи показан на рис.1 и рис.2.

Гидромеханическая передача БЕЛАЗ. Общий вид.

Рис.1. Гидромеханическая передача. Общий вид.

 

Гидромеханическая передача

 

Рис.2. Гидромеханическая передача:

1 - масляный насос;

2 - нагнетательная труба;

3 - фланец нагнетательной трубы;

4 - трубка подвода смазки к согласующей передачи;

5, 25 - кронштейны;

6 - регулировочные прокладки;

7 - муфта;

8 - механизм управления тормозом-замедлителем;

9 - тормоз-замедлитель;

10 - маслопровод;

11 - фильтр тонкой очистки масла;

12 - трубка управления тормозом-замедлителем;

13 - маслопровод к теплообменнику гидромеханической передачи;

14 - электрогидравлический клапан включения блокировки гидротрансформатора;

15 - золотниковая коробка;

16 - корректирующий клапан;

17 - механизм привода управления тормозом-замедлителем;

18 - гидротрансформатор;

19 - грузовой болт;

20 - пробка наливного отверстия;

21 - согласующая передача;

22 - индукционный датчик частоты вращения ведомого вала;

23 - пробка контрольного отверстия;

24 - масломерное окно (закрыто крышкой);

26 - коробка передач;

27 - пробка сливного отверстия;

28 - труба управления подпорным клапаном;

29 - маслопровод от теплообменника двигателя;

30 - место установки гидравлического датчика, предотвращающего случайное переключение ступеней с изменением направления движения;

31 - место под датчик масла в гидролинии смазки.

Гидромеханическая передача представляет собой единый агрегат, состоящий из согласующей передачи, гидротрансформатора, четырехвальной коробки передач с фрикционными муфтами, гидродинамического тормоза-замедлителя и узлов гидравлической системы. Все агрегаты ее смонтированы в общем разъемном корпусе, состоящем из картеров (корпусов) этих агрегатов.Для охлаждения масла гидромеханическая передача оборудована внешним контуром, состоящим из масляного радиатора или теплообменника и подводящего и отводящего трубопроводов.Управление гидромеханической передачей осуществляется пультом, с помощью которого выбирается режим работы.Переключение ступеней осуществляется блокировкой шестерен с валами многодисковыми фрикционными муфтами.Гидромеханическая передача установлена на раме на опорах с резиновыми амортизаторами (рис.3). Положение ее относительно двигателя регулируется прокладками 4, 5.

 Установка гидромеханической передачи БЕЛАЗ

 

Рис.3. Установка гидромеханической передачи:

1 - кронштейн на раме (показан условно);

2 - амортизатор;

3 - штифт;

4, 5 - регулировочные прокладки;

6 - кронштейн;

7 - гидромеханическая передача;

8 - болт крепления амортизатора.

Гидравлическая система гидромеханической передачи выполняет следующие основные функции:- создание и поддержание необходимого давления рабочей жидкости в фрикционных муфтах коробки передач и фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора;- обеспечение циркуляции рабочей жидкости через гидротрансформатор, гидродинамический тормоз-замедлитель (при его включении) и радиатор под определенным давлением для поддержания нормального теплового режима гидромеханической передачи;- обеспечение смазки дисков фрикционных муфт и подшипников шестерен, деталей согласующей передачи.- автоматическую блокировку и разблокировку гидротрансформатора.

Схема гидравлической системы показана на рис.4.

Схема гидравлической системы БЕЛАЗ

Рис.4. Схема гидравлической системы гидромеханической передачи:

1 - фильтр-маслозаборник;

2 - клапан аварийного давления масла в главной гидролинии;

3 - главная секция насоса;

4 - секция насоса гидротрансформатора;

5 - полнопоточный фильтр;

6 - подпорный клапан;

7 - радиатор (теплообменник);

8 - фильтр тонкой очистки масла;

9 - клапан аварийного давления масла в гидротрансформаторе;

10 - регулятор давления масла в гидротрансформаторе;

11 - клапан блокировки гидротрансформатора;

12 - реле времени;

13 - гидравлический датчик частоты вращения ведущего вала (трубка Пито);

14 - механизм управления тормозом-замедлителем;

15 (YA8) - электрогидравлический клапан привода управления механизмом тормоза-замедлителя;

16 - корректирующий клапан;

17 - регулятор давления масла в главной гидролинии;

18 - обратный клапан;

19 - механизм разблокировки гидротрансформатора;

20, 21, 22, 23 и 24 - золотники управления фрикционными муфтами соответственно первой и второй ступеней, заднего хода, третьей ступени и диапазонных фрикционов;

25 (YA5), 26 (YA4), 27 (YA7), 28 (YA3) и 29 (YA6) - электрогидравлические клапаны соответственно первой и второй ступеней, ступени заднего хода, третьей ступени и диапазонных фрикционов;

F1 - фрикционная муфта первой ступени;

F2 - фрикционная муфта второй ступени;

F3 - фрикционная муфта третьей ступени;

FR - фрикционная муфта ступеней заднего хода;

FD1 - фрикционная муфта понижающего диапазона;

FD2 - фрикционная муфта повышающего диапазона;

LF - фрикционная муфта блокировки гидротрансформатора.

В гидравлической системе гидромеханической передачи две основные гидролинии - главная гидролиния и гидролиния питания гидротрансформатора, тормоза-замедлителя и смазки коробки передач и согласующей передачи.Гидравлическая система включает аппараты управления, аппараты регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в заданных пределах, а также узлы фильтрации и охлаждения масла.Питание гидравлической системы обеспечивается шестеренным масляным насосом.

Обслуживание гидромеханической передачи.

Перед обслуживанием гидромеханическую передачу нужно тщательно вымыть.Операции технического обслуживания выполнять в условиях, исключающих попадание пыли и грязи на сопрягаемые поверхности узлов и механизмов гидромеханической передачи.Обслуживание гидромеханической передачи включает:- проверку уровня масла;- замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки;- промывание фильтрующего элемента масляных фильтров;- замену масла;- проверку и регулирование осевого зазора в конических подшипниках согласующей передачи. Ежесменно перед выездом проверить уровень масла в гидромеханической передаче, осмотреть соединения всех маслопроводов. Появившиеся подтекания масла из гидромеханической передачи и теплообменника, а также из соединений трубопроводов необходимо устранить.

Проверка уровня масла. Прежде чем проверять уровень масла в гидромеханической передаче необходимо установить самосвал на ровной площадке, затормозить стояночной тормозной системой.При проверке уровня масла следует находиться вне габаритов самосвала.Последовательность выполнения операции:- повернуть крышку указателя и открыть смотровое стекло;- запустить двигатель и нагреть масло в гидромеханической передаче до плюс 40-50оС. При частоте вращения двигателя 600 об/мин уровень масла должен быть посредине смотрового стекла.Если уровень масла больше нормального (масло полностью закрывает смотровое стекло) или меньше (смотровое стекло свободно от масла), то нужно остановить двигатель и слить или долить необходимое количество масла. Следует помнить, что 2 л масла изменяют уровень в картере приблизительно на 10 мм.Если при проверке окажется, что уровень масла соответствует норме, то остановить двигатель и закрыть смотровое стекло крышкой.

Замена масла. Срок службы гидромеханической передачи в большой степени зависит от своевременной замены масла, а также от его качества. Чтобы гарантировать наилучшие условия работы гидромеханической передачи, следует применять только масла, указанные в карте смазочных работ. При смене марки масла промыть гидромеханическую передачу.Замену масла необходимо производить после наработки 1500 часов при выполнении операций очередного ТО-2.Замену масла выполнять в следующей последовательности:- перед заливкой масла тщательно очистить пробку от грязи;- залить в гидромеханическую передачу масло до средней линии на смотровом стекле;- проверить уровень масла как описано ранее, при необходимости долить масло.

Разборку и сборку гидромеханической передачи следует производить на специальном поворотном стенде, обеспечивающем установку картеров в удобное для разборки и сборки положение.При установке на валы коробки передач фрикционных муфт и втулок подвода смазки необходимо следить, чтобы отверстия в барабанах и втулках совпадали с отверстиями и пазами в валах.Для проверки правильности сборки после установки валов в картер гидромеханической передачи следует проверять легкость их вращения, а также сообщаемость каналов подвода рабочей жидкости на включение ступеней и смазку дисков и подшипников путем подачи сжатого воздуха в соответствующие каналы.При снятии и установке фрикционной муфты первой ступени и ведомого вала с шестерней понижающего диапазона датчики 5 и 8 частоты вращения соответственно ведущего и ведомого валов необходимо установить в положение II, как показано на рис.5. Для этой цели нужно вывернуть болт 1 (с противоположной стороны кронштейна 2) и повернуть рычаг 6 в положение, изображенное пунктирными линиями.После установки фрикционной муфты и ведомого вала датчик возвратить в рабочее положение и закрепить рычаг 4 болтом 1.

Установка датчиков частоты вращения БЕЛАЗ

Рис.5. Установка датчиков частоты вращения:

а - датчика ведущего вала;

b - датчика ведомого вала;

1 - болт;

2 - кронштейн;

3 - крышка люка;

4 - рычаг кронштейна;

5 - датчик частоты вращения ведущего вала;

6 - рычаг датчика;

7, 9 - фиксатор датчика;

8 - датчик частоты вращения ведомого вала;

I - датчики и рычаги в рабочем положении;

II - датчики и рычаги в положении для снятия и установки фрикционной муфты и ведомого вала.

 

Виды ремонта ГМП БелаАЗ.

Ремонт белазовской коробки передач, как и любой другой техники, можно разделить на три основных вида:

1. Планово-предупредительный ремонт (ППР) или плановое техническое обслуживание (ТО). Проводится совместно с ТО всего автомобиля. Предназначается для предупреждения поломок, неисправностей во время эксплуатации автомобиля. Сроки проведения зависят от типа ТО (ежедневное, периодическое, сезонное).

2. Капитальный (полный) ремонт ГМП – вид ППР, включает в себя диагностику, дефектацию узлов и деталей, а также замену, выработавших свой ресурс. Может проводиться планово, во время сезонного ТО, или в случае крупных аварийных поломок.

3. Текущий (аварийный, срочный) ремонт гидромеханической коробки передач на БЕЛАЗах проводится при появлении неполадок во время эксплуатации машины. В таких случаях проводится замена детали или узла, вышедшего из строя.

Независимо от вида ремонта ГМП, ремонтные работы проводятся в стационарных условиях (кроме ежедневного или периодического ТО).

Проведение ремонта белазовской коробки ГМП.

Проведение ремонта коробки ГМП происходит на специальном стенде-кантователе, предназначенного для её разборки и сборки. Также в процессе используется специфическое оборудование и приспособления для проведения диагностики и дефектовки, для разборных и сборных работ отдельных узлов, для регулировки и полного испытания агрегата.

К наиболее частым неисправностям ГМП БелАЗа, требующим ремонта, следует отнести поломки в гидротрансформаторе, узловых точках гидравлики, повреждение частей турбинного вала, выход из строя масляных насосов, фрикционных муфт и т.д.

Капитальный или текущий ремонт коробки гидромеханических передач состоит из определенных этапов, проходящих согласно технологическим картам:

  • слив гидравлической жидкости (масла), мойка КПП;
  • установка на стенд и разборка коробки;
  • дефектовка (выбраковка) узловых частей, деталей;
  • ремонт либо замена частей с дефектами;
  • сборка агрегата;
  • регулировочные работы;
  • тестирование (испытания).

Дефектовка деталей ГМП.

Во время проведения ремонта гидромеханической коробки передач особое значение придается такой операции, как выбраковка узлов и деталей, то есть определение на наличие на них дефектов, повреждений. При проведении выбраковки гидравлических и механических деталей следует руководствоваться следующими признаками:

1. Подшипники:

  • имеют признаки усталостного типа на своих сепараторах либо на шариках или роликах. На кольцах беговых дорожек просматривается отшелушивание или крошение;
  • наблюдается коррозия - отслоениями в виде раковин, чешуи;
  • трещины, сколы, обломы;
  • отрыв или ослабление заклепочных головок, вмятины, трещины на сепараторах;
  • побежалый цвет на беговых бороздках колец и шариках либо роликах.

2. Оси и валы: появление трещин не важно какой толщины и месторасположения.

3. Зубчатые колеса, шестерни, муфты:

  • облом, сколы, износ зубьев;
  • появление трещин.

4. Детали со шлицами.

  • износ, обломы, сдвиги, замятие шлицов;
  • скручивание шлицов со спрягаемыми деталями.

5. Корпус: появление трещин и глубоких вмятин в любом месте и любого размера.

6. Гидроманжеты, резиновые кольца, грязесъемники, уплотнения: нарушение герметичности, износ, порывы.

7. Гидроштоки, гильзы, поршня: появление задиров, сколов, изломов, изгибов.